Опубликовано

Традиции производства войлочных ковров (часть 3)

В древних курганах археологи находят войлочные ковры с характерными декоративными решениями, которые и по сей день используются в народных промыслах Азии. В этой части нашего обзора мы расскажем о волойчных коврах из старинных могильников Алтая и Монголии.

Гуннскийковер

Пазырыкская традиция — сюжетная аппликация

Пазырыкская культура — археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), причисляемая к «скифскому кругу», основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана, Республики Алтай и Монголии. В Пазырыкских курганах советский археолог Сергей Руденко наряду со знаменитым Пазырыкским узелковым ворсовым ковром обнаружил многочисленные изделия из войлока превосходного качества и изысканного дизайна.

Пазырыкские войлочные ковры украшены сложными аппликациями с изображением людей, животных и растений. Вот пример декорирования самого большого войлочного ковра (4,5×6,5 м) из Пазырыкских курганов. На тонком белом войлоке между тремя бордюрами в виде растительного орнамента, выполненного в алтайской традиции, в продольном направлении, воспроизведены по три совершенно одинаковые сцены: сидящая на троне богиня с цветущей ветвью в руке и предстоящий перед ней конный стрелок из лука. Все изображения выполнены из лоскутов разноцветного тонкого войлока.

Прочие настенные войлочные ковры из оледенелых могил Горного Алтая украшены бордюрами из разноцветного тонкого войлока с изображениями зубчатых линий из треугольников, стилизованных львиных голов и гирлянд цветов, в которых преобладает мотив цветков и бутонов лотоса (священного растения Египта и Индии).

Эта древнейшая традиция декорирования войлочного ковра актуальна и сейчас.

Сюннская или гуннская традиция войлоковаляния

Сюнны или гунны – воинственный кочевой народ Азии – также оставили нам в наследство традицию декорирования войлочных изделий. Старейшие образцы ковров со специфическим сюннским дизайном найдены в могильниках в горах Ноин-Улы на территории Монголии (120 км от Улан-Батора). Ковры относятся к периоду II век до н. э. – III век н.э.

В 2009 году новосибирские археологи  в одном из курганом Ноин-Ула обнаружили войлочный ковер, украшенный сложной сюжетной аппликацией. Полотно с вышитыми фигурами мужчин лежало на дне разграбленной еще в древности могильной ямы. Археологам удалось извлечь эти шедевры, которые представляли собой комки грязи, с 10–12-метровой глубины. Восстановлением панно больше года занимались реставраторы из музеев московского Кремля.

Руководитель новосибирской археологической экспедиции к курганам Ноин-Ула, доктор исторических наук Наталья Полосьмак сравнивает найденные произведения искусства с «книгой, в которой нет текста, но есть картинки». «В это время (I в. до н. э. – I в. н.э.) религия зороастризм охватила почти все иранские народы. Жрец, который стоит возле алтаря, держит в руках гриб. Давно шел спор, из чего делали зороастрийский священный напиток Хаом — или ведийскую Сому, — рассказывает о значении вышивки профессор Полосьмак. — Полотно из монгольского кургана позволило доказать, что зороастрийцы использовали для этого галлюциногенные грибы».

Гуннсктй ковер

Толстое многослойное войлочное полотнище с вышивкой и аппликациями – подлинный шедевр работы древних мастеров. Войлочные ковры декорировались простежкой сухожильными нитками по центру изделия ромбами или спиралями; аппликацией из кожи и войлока по периметру; вышивкой отдельных фигур тамбурным швом. Многие характерные для сюннского искусства особенности устойчиво сохранялись в культуре азиатских кочевников в течение длительного времени и у некоторых народов дожили до современности. Это относится и к традициям орнаментации войлочных изделий. У тувинцев и бурят войлочные ковры и матрацы по способам орнаментации очень близки сюннским войлочным коврам из курганов Ноин-Улы.

Традиции производства войлочных ковров (часть 1)

Традиции производства войлочных ковров (часть 2)